Отдел продаж
+38 044 206 69 79
+38 044 206 42 36
Сервис-центр
+38 044 206 69 79 (внутр. 130)
Техническая поддержка
+38 044 206 69 79 (внутр. 131)
Книга жалоб и предложений
Обратная связь
Сообщества
Контроль топлива

   Затраты  на топливо являются одной из самых значительных статей расхода  на транспорт. Доля  топливных потерь из-за воровства и разного рода злоупотреблений, взависимости от состояния дел в компании, колеблется от 10% до 30%. И бороться с ними пока научились далеко не все.

     «Три мешка государству, один – себе»

    Однажды на семинаре по контролю топлива  в системах GPS-мониторинга нас застала врасплох реакция некоторых участников. Несколько участников откровенно недоумевали, зачем нужно бороться с хищениями. Один из них и вовсе посетовал на то, что его отец-тракторист в таком случае не сможет зарабатывать на жизнь. К сожалению, реалии таковы, что воровство топлива стало повсеместной практикой и даже не считается чем-то зазорным.

    Цепочка хищений может начинаться с автозаправочной станции. В теории можно приехать на заправку и договориться с оператором, чтобы тот за символическую плату выдал чек за якобы отпущенное топливо. На практике заливается полбака, остальное — делится между участниками.

    Из более «экзотичных» вариантов хищения топлива можно вспомнить следующий: в топливном баке транспортного средства делается отверстие, через которое по тонкой трубке и с помощью моторчика от стеклоочистителя автомобиля топливо сливается в бутылку или канистру. За каждую смену водитель сливает от 2-3 до нескольких десятков литров. Опять же, в зависимости от того, насколько строго за этим следят в компании. Более изощренный метод хищений подразумевает, что горючее просто не заливается в бак — оно банально делится между водителем бензовоза и водителем.

RCS

   Обнаружить злоумышленников крайне сложно, поскольку в компании часто действует круговая порука. Доходит она в некоторых случаях до высшего руководства. В итоге краденое топливо распределяется между всеми звеньями цепочки — от водителя и начальника автопарка до менеджеров высшего звена.

       Глаз-алмаз

    Наиболее эффективный способ борьбы с хищениями — установка датчиков контроля топлива. Одним из пионеров на отечественном рынке такого оборудования является компания РКС. На автомобиль или трактор устанавливается бортовое устройство Teletrack, к которому дополнительно подключается датчик, фиксирующий уровень топлива в баке. В режиме реального времени бортовой контроллер Teletrack через Интернет передает полученную с датчиков информацию в диспетчерское программное обеспечение где они представляются в виде треков, графиков и таблиц.

    Также в режиме онлайн можно контролировать пробег техники, скорость передвижения, расход топлива, количество остановок, место и объем заправок и другие параметры. Например, программа задает критерий — простой не более 20 минут, если свыше — поступает звуковой сигнал. Это крайне важно, поскольку в сельском хозяйстве любой простой ведет к неминуемым убыткам. Предположим, «поджимает» время использования арендованной техники, или нужно срочно убрать за несколько дней какую-то культуру. Немаловажно, что в онлайне можно контролировать и скоростные режимы. Ведь, как известно, экономичность транспортного средства зависит от стиля езды где-то на 30%.

RCS

    Все события отображаются у диспетчера на электронной карте. Условно говоря, он видит, сколько в момент заправки поступило топлива, и его нынешний уровень. Если же кто-то установил шланг и слил горючее — все это видно на экране. Система реагирует и пишет, что, например, слито 10 или 20 л. С помощью датчика также можно определить место и время слива топлива. Точность такого устройств достаточно высока, погрешность составляет 1-2%.

       Окупить и приумножить

   Обычно срок окупаемости таких датчиков только за счет падения объемов воровства не превышает одного сезона. Если ситуация с хищениями запущена, они окупаются всего за месяц. Хотя у нас и был символический рекорд, когда датчики «отбили» затраты за две недели. В компании процветало «махровое» воровство: нормы топлива в машине закладывались на уровне 100 л, а по факту оказывалось 35 л.

 

RCS

    Когда начинает работать система, включается дисциплинарный фактор — людей ловят на горячем, они начинают дорожить работой. Тысяча или две тысячи гривен, «заработанных» на ворованном топливе, не идут ни в какое сравнение с зарплатой того же тракториста.

    В этом смысле наилучший вариант — мотивация сотрудников. Например, все больше компаний начисляют зарплату не по путевому листу, а по результатам GPS-мониторинга. Так, отвез зерно в Одессу, GPS подтвердил — получи зарплату. Соответственно, и персонал заинтересован, чтобы система работала.